Технологические карты уроков

Технологическая карта урока литературы 5 класс
Разработка ТК урока русского языка 6 класс. Глагол
Технологическая карта внеурочного занятия 7 класс
Технологическая карта урока русского языка 8 класс
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Скрыть всё

Учитель: Парамонова Юлия Николаевна

Предмет: Литература

Класс: 5

Возраст: 10-11 лет.

Тип урока: ОНЗ

Технологическая карта

 

Тема, тип урока

 

«Донские страницы в творчестве А. П. Чехова». Рассказ «Казак».

Планируемый результат

Предметные:

Знать: понятие «пасхальный рассказ», «казачьи заповеди»

Уметь: анализировать прозаическое произведение

Личностные: мотивация к обучению; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

— Личностные:  

·         умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные: умение ставить учебные цели.

Коммуникативные:

·         умение оформлять свои мысли в устной форме;

·         слушать и понимать речь других;

·         совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные:

·         умение ориентироваться в своей системе знаний;

·         умение увидеть духовно-нравственную основу произведения.

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

образ героя

Межпредметные связи

история (традиции и обычаи донского казачества)

 

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

 

— хрестоматия, текст произведения

— интерактивный комплекс, презентация Power Point

— индивидуальные карточки с заданием

— книжная выставка

ФОУД

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Организационный момент 

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Вместе слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 

Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На предыдущем  уроке вы познакомились с юмористическим рассказом писателя, сегодня мы с вами посмотрим на его творчество с точки зрения регионального компонента.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные: мотивация к учению.

 

II. Формулировка темы, постановка задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Ребята, а начать наш урок я предлагаю с загадки:

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы ….

(Казаки)

Один ученик по сигналу учителя загадывает загадку.

 

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Регулятивные: умение ставить учебные цели.

Личностные: мотивация к учению, осознание практической значимости знаний.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

 

 

 

Итак, о ком мы сегодня будем говорить?

Верно. Тема нашего урока: «Донские страницы в творчестве А. П. Чехова». Рассказ «Казак».

Запишите, пожалуйста, тему урока.

III.Этап открытия нового знания и первичное закрепление

Ребята, дома вы прочитали этот рассказ. Каковы ваши впечатления?

С чего начинается рассказ?

 Ребята, Пасха (Светлое Христово Воскресение)  — важный христианский праздник. Праздник добра и радости.

Что вы знаете о  празднике  Пасхи? Каковы его традиции?

Почему настроение Максима было столь радужным?

 

 

 

 

 

Только ли душа Максима ликует в этот день?

 

 

Как ведет себя Лиза, жена Максима? Как это характеризует ее?

 

 

 

 

И вот встреча!

 

 

 

Каково состояние казака?

 

Как к этому отнёсся Максим?

Права ли Лиза?

 

 

 

 

Как меняется  настроение Максима после расставания с казаком?

 

Почему Максим страдает по приезду домой?

 

 

 

 

 

Как дальше развиваются события рассказа?

 

Изменилось ли представление Максима о жене?

 

 

 

Что же происходит с Максимом и его женой далее? Почему?

 

 

 

 

Ответы учеников:

С событий, которые произошли с Максимом Горчаковым на Пасху.

 

 

 

Ответы учеников.

 

Сегодня Святой день. Он счастлив в браке: у него жена-красавица, добрая, кроткая. Исправное хозяйство. Достаток.

 

 

Нет. Природа тоже ликует. Солнце еще не всходило, восток румянился, золотился (цитата из текста)

Эта женщина духовно-бедная (цитата из текcта)

 

 

 

Чтение диалога Максима и казака по ролям.

 

Ответы учеников (цитаты из текста)

 

Не сдержал слово. Послушался жену! (Учитель  выводит на экран таблицу

с характеристиками Лизы)

 

 Описание природы (цитата из текста). Максим понимает, что нарушил обычай!

 

Ответы учеников: он понимает, что они обидели человека. Что он уронил свою честь в глазах больного казака.

 

 

 

Чтение диалога Максима и Лизы  по ролям.

 

Вывод учеников: Да. Он понимает, что нарушил христианские законы.

 

«Все пошло прахом!»

 

 

Максим не был таким, каким должен быть настоящий казак!

 

 

Познавательные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: умение использовать план для решения поставленной задачи.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 IV. Динамическая пауза

Дети, встаньте, немножко подвигаемся.

 Учащиеся выполняют движения под казачью музыку.

Регулятивные: выполнение действия в материализованной форме.

V. Закрепление материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, говорят, что человека судят по его поступкам. Так каковы же дела настоящего казака, каким же он должен быть?

 

Ребята, ваша задача подобрать и пронумеровать той же цифрой пословицы, соответствующие  каждому  нарушению Максима (задание для выполнения в группах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, мы выяснили, что Максима и его жену постигла такая участь, потому что они не соблюдали казачьи традиции и законы, которые можно назвать и по-другому!

 

О казачестве всегда
Слава по Руси плыла.
На Дону и на Кубани
Казаки поныне славят
Свою волю, власть народа.
Соблюдают очень строго
Десять заповедей святых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвести итог нашему уроку я предлагаю Максиму.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают в группах по карточкам.

 

1.Казан проверяют по звону, а казака по слову.

2.Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычай казачьи.

3.Казаку честь дороже жизни.

4.Казак без веры – не казак.

 

Ученица подводит итог работе чтением стихотворения:

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,
И готов любой казак
За Россию постоять.

Работа в парах.

Учащиеся, опираясь на проработанный материал, разгадывают казачьи заповеди по заранее подготовленным учителем карточкам.

 

1.         Честь и имя казака

В жизни главные всегда.

2.         Все равны в своих правах

И ответственны в делах.

3.         Будь примером всем всегда —

Вот в чём участь казака!

4.         Веру в Бога почитай

И Россию защищай.

5.         Слово дал – его держи,

Казачьим словом дорожи!

6.         Старость всюду почитай

7.         Веры предков придержись,

За обычай свой держись.

8.         Береги свою семью.

9.         Другу всюду помогай,

Если надо – выручай!

10.       Век служи и век трудись –

Такова казачья жизнь!

 

Ученик читает стихотворение:

Кто такие казаки?
Не простые мужики.
В голове у казака
Бог, Отечество, семья.
Нелегка казачья доля.

Но лучше нет на свете боле
Доли казака.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

VII. Рефлексия

— Ребята, а сейчас давайте подумаем, чему же учит нас данное произведение? Какими качествами мы с вами должны обладать?

 

Составление общего коллажа. Метод «Ромашка Блума».

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Личностные: Способность

 к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VIII. Домашнее задание

Задание: сделать художественную иллюстрацию к эпизоду из рассказа.

Ребята, спасибо большое за урок! До свидания!

 

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение

 

Учитель: Парамонова Ю. Н.

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тип урока: урок закрепления знаний

Тема

Повторение по теме: «Глагол».

Планируемый результат

Предметные:  распознавать   морфологические признаки глагола; употреблять их в устной и письменной речи; уметь находить изученные орфограммы; способствовать развитию логического мышления, развивать умение работать самостоятельно, самостоятельно мыслить, быстро соображать; развивать память, мышление.

Метапредметные:

Познавательные:  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

 Регулятивные:  удерживать цель деятельности до получения её результата; выстраивать алгоритм действий для решения учебной задачи; осуществлять контроль деятельности; оценивать результаты деятельности; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:   развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения; развивать орфографическую зоркость; развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально; совершенствовать творческие способности; развивать выразительность речи.

Личностные результаты: ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка.

Оборудование

компьютерная презентация; раздаточный материал.     

Формы работы

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

 

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I

Организационный момент

включение учащихся в деятельность

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), всегда (безымянный), во всем (мизинец), здравствуй (всей ладонью), … (имя). Пусть сегодня наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас (метод АМО «Поздоровайся  ладошками»).

Подготовка класса к работе.

Л: самоопределение;

Р:  целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества

II

Этап целеполагания и мотивации к учебной деятельности

повторение изученного материала

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2. Разгадывание кроссворда.

-Итак, ребята, возьмите карточки зеленого цвета. На них изображен кроссворд. Ваша задача состоит в том, чтобы найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде. Назовите ключевое слово (глагол). Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд  (Презентация, слайд 1).

-А теперь, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока («Глагол»).

-Но изучением глагола мы занимались на протяжении многих уроков, поэтому сегодня перед нами стоит какая цель? (Повторить и обобщить сведения о глаголе).

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Решают кроссворд.

Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

III

Речевая разминка

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Интеллектуальная разминка.

Давайте вспомним, что вы выучили о глаголе.

 Игра «Закончи предложение»

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает…

2. Изменение глагола по лицам и числам называется…

3. Разноспрягаемые глаголы – это глаголы, которые…

4. Переходные глаголы стоят в форме…

5. Возвратными глаголами являются глаголы с….

6. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по …

7. Глаголы в условном наклонении обозначают действия…

8. Частица бы пишется с глаголами…

9. Глаголы в повелительном наклонении обозначают…

10. В предложении  глагол является…

Рубрика «Знаете ли вы что…»

По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

— Что это означает? Какой будет наша речь без глаголов? (невыразительной).

Рассуждают над вопросом.

Доказывают свою точку зрения.

 

 

 

 

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

IV

Этап актуализации опорных знаний.

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

ОРФОЭПИЯ

-Ребята, глаголы нужно правильно употреблять в речи, поэтому начнём мы свое повторение с орфоэпической разминки.

-Возьмите карточки красного цвета: необходимо верно поставить ударение. (2 человека выходят к доске, остальные работают в парах).

ЗвонИт, избаловАть, взялА, положИл, повторИт, / включИт, понялА, облегчАть, углубИть, предпринЯть.

-Итак, мы повторили орфоэпические нормы употребления глагола.

 

МОРФЕМИКА

-А теперь давайте поиграем в игру «Составь слово»: обратите внимание на карточки желтого цвета. Попробуйте от глагола раз-мешать взять приставку, от глагола по-беж-ать – корень, от глагола лет-а-ть – суффикс, от глагола красне-ть – окончание, от глагола поскользнуть-ся– второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)

-Какой разбор мы с вами сейчас  вспомнили? (морфемный разбор слова).

Два человека к доске, остальные в тетрадях выполняют морфемный разбор слов: развлекать, побежали, накопит/ прыгали, запутывать, затих.

 

МОРФОЛОГИЯ

-Ребята, мы с вами собрали глаголы по морфемам и разобрали. А теперь давайте вспомним, какие же морфологические признаки глагола мы выучили. Выполним морфологический разбор «разбежаться» (у человек у доски)

 

ЛЕКСИКА

-Итак, сейчас я вам предлагаю поработать с лексическим значением глагола. Возьмите карточки голубого цвета. Продолжите пословицы, определите наклонение глаголов (карточки, работа по вариантам):

1 вариант

1.Сам пропадай…

2.По одежке встречают, по уму провожают.

3.Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4.Глаза страшатся, а руки делают.

 2 вариант

5.Грамоте учиться, всегда пригодится.

6.Любишь кататься, люби  и саночки возить.

7.Не зная броду…

8.Что посеешь, то и пожнешь.

 

Отвечают на вопросы рубрики.

Вспоминают сведения о глаголе. Работают в парах и группах.

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: формул-ние познавательной цели;                             

Л: формулирование проблемы

V

Динамическая пауза

смена учебной деятельности на уроке, применение элементов здоровьесберегающей технологии.

Друзья, вы проделали серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.

 

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, тут же встаньте,

Лихо топните ногой

Да притопните другой (9 шт)

 

-Отлично. Присядьте.

 

Мы, играя, отдыхали,

А глаголы вы считали?

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

 

Ребята, подскажите, глаголы какого наклонения преобладали в этом шуточном стихотворении? (повелительного).

 

Учащиеся расслабляются, настраиваются на положительную атмосферу в коллективе.

К:понимать на слух речь учителя и одноклассников и воспроизводить действия.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в материализованной форме.

VI

Работа с текстом

 

формирование навыков работы с текстом

-Ребята, морфологические нормы глагола усвоили. Теперь нам предстоит разобраться в том, какую роль играют глаголы в художественных произведениях. Вашему вниманию я предлагаю поэтический текст В. Солоухина «Слово о словах». (на экране, +карточки розового цвета)

Слово о словах

Когда ты хочеш(?)                                              Молвить слово,                                           

Мой друг, подумай – (не) спеши.              

Оно быва…т то сурово,                                         

То рождено теплом души.                          

Оно то жаворонком вьет(?)ся,                   

То медью траурной поет.                            

Покуда слово сам не взвес…ш(?),                          (Не)выпускай его в полет.

Им можно радости пр…бавить

И радость людям отр…вить.

Им можно лед зимой ра…плавить

Того, кто слушает тебя.

Оно одар…т иль ограб…т,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им (не)ранить

И камень в крошку раздр…бить.

 

Задания по тексту:

1 группа – Объяснить орфограммы в первой части стихотворения.

2 группа – Объяснить орфограммы во второй части стихотворения.

3 группа – Выписать глаголы из первой части стихотворения и определить в них время.

4 группа – Выписать из первой части стихотворения глаголы несовершенного вида.

5 группа – Выписать  грамматические основы из предложений первой части стихотворения.

6 группа – Определить спряжение глаголов во второй части стихотворения.

Вопросы к тексту:

1.         О чем, ребята, это стихотворение?

2.         Каким может быть слово? (Суровым, грубым, холодным, грустным, ласковым, теплым, нежным, радостным.)

3.         О чем заставляет задуматься это стихотворение? (Прежде чем что-то сказать, надо сначала хорошенько подумать, чтобы не причинить боль другому человеку, чтобы его не обидеть, не ранить.)

-А ведь автор в этом стихотворении говорит нам не только о значимости слова. Он обращает наше внимание на то, что слово к тому же еще и действенно. С помощью какой части речи это достигается? (Глагола). Мы еще раз убедились с вами в том, что назначение глагола – выражать само действие.

 

-Продолжим с вами работу с текстом стихотворения (работа с изобразительно-выразительными средствами) (слайд 2)

Ребята, а вы обратили внимание на то, что в этом тексте встречаются художественные средства выразительности. Назовите его. Метафора: слово одарит, ограбит, лед расплавит, камень раздробит, жаворонком вьется, медью траурной поет). Автор в этом стихотворении показал нам, как слово может воздействовать на окружающий мир. А только ли с помощью глагольных метафор это можно сделать?

-Посмотрим на стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя,

То, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

 

-Какое еще средство выразительности связано с глаголом? (Олицетворение). Приведите примеры из текста (Буря кроет, завоет, заплачет, зашумит, застучит).

-Ребята, какова же роль глаголов в художественном произведении? (Благодаря использованию глаголов в переносном значении художественный текст полон движения жизни и более выразителен).

 

Молодцы!

Читают задание.

Выполняют по образцу.

Комментируют запись.

 

 

 

 

Устно рассуждают.

Приводят примеры.

 

 

 

 

 

Выразительно читают стихотворение.

Выписывают глаголы.

Определяют художественные средства выразительности.

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П: умение структурировать знания

VII

Рефлексия

 

А теперь каждый из вас попробует создать свой поэтический текст о глаголе – синквейн. (слайд 3)

Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (существительное), которое обозначает предмет.

Вторая строка  — два слова (прилагательные), они дают описание признаков предмета.

Третья строка – образована тремя глаголами, описывающими действия предмета.

Четвертая строка  — фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета.

-Итак, ребята, давайте подведем итог. Какую же роль играют глаголы в нашей речи? (Умелое использование глаголов, их прямого и переносного значения обогащает нашу речь, делает ее более яркой и образной.)

Составляют синквейн. Осуществляют самооценку.

 

К: умение выражать свои мысли;

П: рефлексия

VII

Домашнее задание

 

Практическое закрепление

Закончить работу с пословицами по карточкам.

Спасибо за урок! До свидания!

Рассматривают задание.

Задают вопросы по выполнению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1                                                                         

Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Заниматься грабежом, отнимать

2. Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо.

3. Антоним слова выздороветь.

4. Синоним слова попотчевать.

5. Убрать сор веником.

6. Синоним слов сверкать, светиться.

Приложение 2

Анализ текста

  1. Слово о словах

Когда ты хочеш(?)                                                                  Молвить слово,                                                        

Мой друг, подумай – (не) спеши.                                 

Оно быва…т то сурово,                                                  

То рождено теплом души.                           

Оно то жаворонком вьет(?)ся,                                      

То медью траурной поет.                              

Покуда слово сам не взвес…ш(?),                                    (Не)выпускай его в полет.

Им можно радости пр…бавить

И радость людям отр…вить.

Им можно лед зимой ра…плавить

Того, кто слушает тебя.

Оно одар…т иль ограб…т,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им (не)ранить

И камень в крошку раздр…бить.

 

 (В. Солоухин)

2.   «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

(А. С. Пушкин)

 

Приложение 3

Определите концовку пословиц. Запишите правильно.

1.            Кто умеет веселиться, …                                        

1. тот должен много трудиться.

2.            Не плюй в колодец -…                                           

2. Который ничего не боится.

3.            Не надо хвалиться,…                                               

3. Коли не знаешь, как рожь родится.

4.            Кто любит трудиться,…                             

4. Тому без дела не сидится.

5.            Кто хочет от жизни толку добиться,…      

5. Того горе боится.

6.            Нечего тому страшиться,…                                               6. Пригодится воды напиться.

 

Учитель: Парамонова Юлия Николаевна

Предмет: История Донского края

Класс: 7

Тип урока: ОНЗ

 

 

Тема, тип урока

«Культура донских казаков  в XVII веке».

 

Планируемый результат

Предметные: получить представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки – донские казаки; 

Метапредметные:

Познавательные:

·        развивать навыки работы с учебным текстом как источником новых знаний;

·        умение анализировать исторические документы, выделяя в них главное;

·        умение ориентироваться в своей системе знаний;

·        добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию

Регулятивные: умение ставить учебные цели.

Личностные:

·        стимулировать интерес к духовному богатству донской земли, культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору;

·        развивать в детях чувство патриотизма и уважения к своей малой родине.

 

 

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

•мультимедийный проектор;

•рабочие листы с заданиями;

•документы по теме, иллюстрации, фонограммы песен донских казаков;

•презентация;

•фрагмент казачьего быта;

•учебник Самарина Н. В., Витюк О. Г. «История Донского края XVII-XIX века», 7-8 класс. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2007.

 

ФОУД

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

 

I

Организационный момент

включение учащихся в деятельность

                  Мы живем в краю традиций,

                  И обычаев прекрасных,

                  Свободный дух казачества,

                  Стараясь возродить,

                  Идем к тому, что было предано

                  Забвению напрасно,

                  Чем жили предки,         

                  И нам  необходимо жить.

Подготовка класса к работе.

Л: самоопределение;

Р:  целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества

 

II

Этап целеполагания и мотивации к учебной деятельности

повторение изученного материала

— Как повлияли социально- политические процессы в России в XVII в. на становление  образа жизни, социокультурных ценностей донских казаков?

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

 

Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

 

IV

Этап актуализации опорных знаний.

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

— Родимый край… как ласка матери, как нежный зов её над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.… Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных, гордых и в то же время очень добрых и открытых людей. Но отстаивать своё право на жизнь казакам приходилось в обстановке постоянных военных набегов неприятелей.

  Военная организация жизни формировала и нравы казаков. Трусов не терпели. Храбрость признавалась высочайшей добродетелью. Типичными чертами характера казаков являлись доброта и честность. Закрепилось в традициях и уважение к старшим. Об обычаях, привычках, жизненном укладе, культуре донских казаков мы и узнаем на сегодняшнем уроке. Работая с документами, слушая ответы товарищей, изучая материалы презентации, хотелось бы, чтобы вы в конце урока смогли ответить на вопрос: «Что из устоев жизни казачества XVII века вы взяли бы в наши дни, а от чего решительно советовали бы отказаться?»

 

1.         Понятие «культура». Составляющие культуры.

— Вспомните, пожалуйста, что же такое «культура»? Да, верно, культура – это возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

Но с элементами культуры вы знакомитесь не только на уроках истории. На уроках изобразительного искусства вы изучаете живопись, скульптуру. На уроках музыки — музыкальные произведения. На уроках литературы, изучая устное народное творчество, вы  погружаетесь в мир фольклора. Уроки технологии позволяют познакомиться и самим изготовить предметы быта, блюда национальной кухни. И всё это является составляющим культуры. Изучая культуру, мы узнаём о традициях, обычаях, нравах, особенностях, религиозных верованиях. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с особенностями культуры донских казаков, их бытом и нравом, а также узнаем о религиозных традициях наших предков. 

2.         Особенности культуры донских казаков (изучение материалов презентации, самостоятельная работа с текстом учебника, документами и выполнение соответствующего задания в рабочем листе).

Культура казачества в 17 веке отличалась ярким своеобразием. В ней переплетались и взаимодействовали элементы культур тех народов, которые участвовали в формировании казачества. Отразилось это взаимодействие на одежде казаков, их речи, традициях и обычаях.              

(Документы: см. приложение)

3.         Быт и нравы казаков в XVII в. (изучение материалов презентации, работа с документами и выполнение соответствующего задания в рабочем листе). Анализ исторических документов. 

— Какие ещё традиции военного быта вы можете назвать?

(Снаряжаясь в поход, казаки говорили: идём зипуны добывать, отчего назывались зипунниками. Зипун — видоизменённое жупан, польский цветной кафтан, панская верхняя одежда. Поход за зипунами – поход за добычей, походы с целью грабежа.)

4.         Религиозные традиции казаков.

— Мы уже узнали, как жили, чем занимались донские казаки. Патриотизм донцов был неразрывно связан с их религиозностью, и эти черты казачьей духовной культуры, взаимодействуя, укрепляли друг друга. В среде донского казачества изначала было немало представителей тюрско – татарского мира, исповедовавших ислам. С конца XVII в. на Дону появились и казаки-калмыки, приверженцы буддизма. Различие вер не мешало им мирно соседствовать друг с другом, участвовать в решении войсковых проблем и в военно-политических акциях войска. Умели наши предки хорошо работать, но также и умели они отдыхать – со смыслом, почитая православные праздник, красиво, весело. Закончены тяжёлые полевые работы, заготовлено всё к зиме. Можно теперь и передохнуть. И одним из самых любимых и почитаемых праздников донских казаков был и остается праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник отмечается в честь явления Божьей Матери в середине Х веке в церкви Константинополя. Но для казаков этот день связан еще с одним событием в истории. В 16 веке 300-тысячная турецкая армия осадила город Азов, который защищали всего 5 тысяч казаков. Турки не смогли взять город. Осада длилась целое лето. 14 октября казаки, понимая, что им никто не придет на помощь, помолились, открыли ворота и вышли на последний бой с врагом. И увидели, что турок нет. Позже, когда казаки брали пленных турок, те рассказывали, что им было видение, как будто в Азов пришел огромный отряд казаков. Этот день с тех пор у казаков считается большим праздником. В народе считалось, что проводить этот праздник надо весело. Бытует даже поговорка: «Покров весело проведешь — дружка милого найдешь».

Кстати, праздник этот является покровителем свадеб. Страда миновала — можно и свадебку справить. Невесты надевают белоснежный покров — фату, а земля покрывается белым снежным покрывалом. В народе говорили: «Бел снег землю покрывает: не меня ль, молоду, замуж снаряжает?».

— О святых, почитаемых донскими казаками, нам расскажет ____(сообщение ученика).

— Сейчас вы выполняете последнее задание в ваших рабочих листах.

— Религиозность казаков сочеталась с языческой верой в колдовство и волшебство, в то, что с помощью чар можно уберечься от пули, пушечного ядра и холодного оружия.  Разного рода заговоры были известны в донских станицах и в начале XX в. Вам необходимо было узнать у своих бабушек заговоры, о которых, может быть, им рассказывали их родители. (Дети читают заговоры донских казаков

Отвечают на вопросы рубрики.

Вспоминают сведения о традициях донских казаков. Работают в парах и группах.

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: формул-ние познавательной цели;                             

Л: формулирование проблемы

 

V

Динамическая пауза

смена учебной деятельности на уроке, применение элементов здоровьесберегающей технологии.

Дети, встаньте, немножко подвигаемся.   Учащиеся выполняют движения под казачью музыку.         

Учащиеся расслабляются, настраиваются на положительную атмосферу в коллективе.

Р: выполнять учебные действия в материализованной форме.

 

VI

Закрепление нового материала

формирование навыков работы в парах

— Для того чтобы проверить, что вы запомнили на сегодняшнем уроке, проведем небольшой тест. На ответы вам дается 2 минуты. Итак, ответы готовы? А теперь поменялись тестами и выполнили взаимопроверку,

Читают задание.

Выполняют по образцу.

Комментируют запись.

 

 

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П: умение структурировать знания

 

VII

Рефлексия

итоги работы на уроке

— Подводя итог сегодняшнего урока, хотелось бы выслушать мнение каждого при ответе на вопрос, который прозвучал в начале урока: Что из устоев жизни казачества XVII века вы взяли бы в наши дни, а от чего решительно советовали бы отказаться?

Составляют синквейн. Осуществляют самооценку.

 

К: умение выражать свои мысли;

П: рефлексия

 

VII

Домашнее задание

 

Практическое закрепление

Составить художественную иллюстрацию

Задают вопросы по выполнению.

 

 

                 

 

Учитель: Парамонова Ю. Н.

Предмет: русский язык

Класс: 8

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Тема

Повторение по теме: «Простое глагольное сказуемое».

Планируемый результат

Предметные:

-Знать признаки простого глагольного сказуемого;

-Знать, что в простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения обычно выражаются в -одном слове;

-Определять в каком наклонении стоит глагол, которым выражено сказуемое;

-Определять способы выражения простого глагольного сказуемого;

-Определять типы и формы сказуемого в современном русском языке.

Метапредметные:

      Регулятивные:

-Умение оценивать правильность  выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-Владение основами самоконтроля,  самооценивания;

Познавательные:

-Анализировать, обобщать, классифицировать учебную информацию и делать практические выводы;

Коммуникативные:

-Осуществлять взаимодействие и сотрудничество в процессе учебной деятельности.

Личностные:

-Расширять умения употреблять и находить глаголы – сказуемые не только в прямом, но и в переносном значениях как в художественном, публицистическом, так и в разговорном стилях

Образовательные ресурсы

Учебник под ред. Е.С.Быстровой «Русский язык» для 8 класса, ч. 1 М. «Русское слово» 2018 г; раздаточный материал.           

Формы работы

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

 

 

 

 

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Формируемые УУД

 

1.

Организационный момент

 

Устная фронтальная работа по материалам прошлого урока: «Подлежащее и способы его выражения».

Самостоятельная работа.

В предложениях, записанных под диктовку, находят подлежащее, определяют чем выражено.

Л: расширять умения и навыки;

Р: умение оценивать правильность  выполнения учебной задачи;

П: анализировать, обобщать, классифицировать учебную информацию и делать практические выводы;

К: готовность к сотрудничеству

2.

Актуализация знаний

Повторяем, что такое сказуемое: главный член двусоставного предложения, зависящий от подлежащего, обозначающий активный или пассивный признак того предмета, который выражен подлежащим.

Записывают примеры с разными видами сказуемых, путем анализа признаков простого глагольного сказуемого находят именно его (упр. 196)

Л: самоопределение

Р: волевая саморегуляция

П: общеучебные;

Умение перерабатывать информацию

логические: анализ объектов с целью выделения признаков

К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

3.

Мотивация познавательной деятельности.

Создаем план – рассуждение по распознаванию простого глагольного сказуемого. Есть ли вообще оно в предложении? Какое оно?

Составляем алгоритм.

Распознают простое глагольное сказуемое на примере учебных материалов (упр. 197)

Л: самоопределение

Р: целеполагание

К: постановка вопросов

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    

4.

Работа с текстом

 

Исследуем фрагмент текста А. П. Чехова

Находят простые глагольные сказуемые и определяют способы их выражения:

1.    Глаголом ли выражено?

2.    В каком наклонении стоит глагол, которым выражено сказуемое?

3.    Предложение с глаголом «быть» в значении «быть, существовать».

4.    Частицы при простом глагольном сказуемом.

Л: действие смыслообразования

Р: планирование

П: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

5.

Первичное закрепление

На этапе закрепления находим сказуемое с объяснением в каком наклонении стоит глагол, что он выражает.

Составляем таблицу «Способы выражения простого глагольного сказуемого».

 

Записывают примеры, находят объяснение путем анализа признаков простого глагольного сказуемого (упр. 198)

Л: расширять умения и навыки;

Р: контроль, оценка, коррекция Познавательные: умение структурировать знания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6.

Этап продуктивного использования полученных знаний

Из фрагмента повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» выписываем предложения с простым глагольным сказуемым.

Из фрагмента повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» находят свои примеры простого глагольного сказуемого, приводят их с последующим анализом.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8.

Рефлексия

 

Повторение и обобщение теоретических положений о простом глагольном сказуемом.

 

Полученный результат соответствует поставленной задаче и цели урока. Самоанализ и самооценка собственной деятельности при выполнении заданий по теме дали главный результат: умение находить, анализировать простое глагольное сказуемое и оценивать успешность своей деятельности.

Л: смыслообразование

Р: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

П: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

9.

Домашнее задание

§16, упр. 201

 

 

Выучить таблицу-алгоритм стр. 166.

В упражнении 201 выделить грамматические основы.

Л: Уметь находить и употреблять простые глагольные сказуемые

Р: Оценивать правильность  выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Овладеть основами самоконтроля,  самооценивания;

К: прогнозировать  и планировать дальнейшую самостоятельную деятельность

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

 

Учитель: Парамонова Ю. Н.

Предмет: Литература

Класс: 8

Тип урока: урок обобщения  материала

 

Тема

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — новый тип исторической прозы.

Планируемый результат

Предметные результаты:

— адекватное восприятие художественного произведения в объеме программы;

— знание изученного произведения;

— овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения исторической тематики Метапредметные результаты:

— обогащение способов организации материала пересказов;

-расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними;

-умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Регулятивные:

-умение ставить учебные цели.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний;

-умение увидеть духовно-нравственную основу произведения.

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные результаты:

— знание художественных образов в рамках изучения повести;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие выступления исторической тематики.

Оборудование

Учебник под ред.  Г. С. Меркина  «Литература» 8 класс. М.: Русское слово. 2018; видеоматериал; раздаточный материал.      

Формы работы

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент

 

Здравствуйте, ребята! Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. Наша — задача — разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

Сообщение темы урока: «Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»- новый тип исторической прозы»

Исторический контекст рассказа.

Запись темы в тетрадь

 

1) Регулятивные: саморегуляция;

2) Личностные: смыслообразование

3) Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

2.

Целеполагание

Перед нами стоит цель:
углубить понимание идейно -художественного богатства романа;
— учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
Давайте вспомним страницы романа.

Обобщить материал, подготовиться к сочинению.

 

3.

Актуализация знаний

 

Блиц-опрос.

1.Имя отца Гринёва?

2. Служил при графе…

3. Сыну был пожалован в дядьки…

4.На каком году выучился Петруша грамоте?

5.Он мог здорово судить. о…

6. Был нанят француз...

7…который в Отечестве своём был

8. А потом приехал в Россию, чтобы стать

9. Батюшка вошёл на урок.

10. В это время Петруша…

 

11. А Бопре?

12. Отец Петруши сказал:

 

 

13. Иван Кузьмич Миронов и его жена были люди самые

14. Иван Кузьмич вышел в офицеры из…

15Он был необразованный и простой, но самый

16. В Марье Ивановне «я нашёл

17. Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…»

18. Что ответил Швабрин на вопрос Гринёва: «А почему ты об ней такого мнения?»

19. Как ответил Гринёв?

20. Позднее он скажет: «Вместо грубой и неприступной насмешки увидел я в его гнусных словах …

21. Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце…года

22. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства

23. Последовало усмирение бунта

24. далее: «…учинил непростительную дерзость…» Кто? Какую дерзость?

25. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите? Умирать так умирать…»

 

(Андрей Петрович)

. …(Минихе)

.…(стремянной Савельич).

(на 12-ом).

(свойствах борзого кобеля).

(мосье Бопре).

(парикмахером).

 

(географии).

(прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).

спал сном невинности).

 «Пускай послужит он в армии…, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Шаматон – это…(бездельник, шалопай).

(почтенные).

 

(солдатских детей).

… (честный и добрый человек).

…(благоразумную и чувственную девушку»).

 

(пару серёг).

 

(«Знаю по опыту её нрав и обычай»

Ты лжёшь, мерзавец, лжёшь самым бесстыдным образом»)

…(обдуманную клевету»).

 

 

(1773)

 

(неспокойными и опасными подданными»).

(картечью и жестокими наказаниями).

(Емельян Пугачёв назвался именем императора Петра III).

 

(дело служивое).

 

1) Познавательные:

— общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

— анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

— контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

 

 

 

4.

Работа в группах

 

Работа с карточками.

Работа в группах 

Итоги  работы в группах

 

1) Регулятивные:

— целеполагание как постановка учебной задачи,

— планирование,

— прогнозирование.

2) Познавательные:

— умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

 

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

5.

Закрепление материала

 

 «Литературный портрет».

Участникам предлагается отгадать, о ком идет речь, и охарактеризовать персонажа. Черты характера даны вразнобой, учащиеся должны распределить их по героям.

 

 

 

Характерные черты героев:

Гринев: впечатлительность, смелость, храбрость, решительность, преданность, верность ,искренность, потребность в любви, прямодушие

Швабрин :подлость, предательство, жестокость, властолюбие, слабость духа, трусость ,хитрость, изворотливость

Пугачев :жестокость, великодушии,

одиночество, смелость,

доброта, вспыльчивость ,

одиночество, властность ,

милосердие, благодарность ,

властность

Мария: доброта, честность, твёрдость характера

1) Регулятивные:

— целеполагание как постановка учебной задачи,

— планирование,

— прогнозирование.

2) Познавательные:

— умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

 

3) Общеучебные:

Моделирование,выбор наиболее эффективных способов решения задач.

6.

Проблемный вопрос

Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает А. С. Пушкин в повести?

 

Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой чести, человеческого счастья, любви, истинного благородства.

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

— поиск и выделение необходимой информации

— смысловое чтение

— построение логической цепи рассуждения

7.

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили ли вы ваши задачи на уроке? Составление синквейна.

 

 

 

Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

1) Познавательные:

— умение структурировать знания

— оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

— волевая саморегуляция

— осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

8.

Домашнее задание

Написать сочинение по повести: «Береги честь смолоду».

 

Составить план сочинения.

1) Познавательные:

— умение структурировать знания

— оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

— волевая саморегуляция

— осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

 

Приложение 1

 

Вопрос № 1

Прочитайте гл. 1-5, 14.

Какими предстают родители Пети Гринева? Представьте характер матери, постарайтесь понять взгляды и убеждения отца?

Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.

В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы. Время выступления: 3-5 минут.

 

Вопрос № 2

Прочитайте гл. 2.

Найдите описание метели. Подумайте, какие изобразительно – выразительные средства языка использовались в этом отрывке. Приведите примеры. За счёт чего достигается динамизм пейзажа?

Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.

В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы. Время выступления: 3-5 минут.

 

Вопрос № 3

Какими представились Гринёву Белогорская крепость и её обитатели? Каков был круг занятий Гринёва в крепости? Что покорило его в семье Мироновых?

Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.

В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы. Время выступления: 3-5 минут.

 

Вопрос № 4

Прочитайте гл. 7,9.

Каким увидел Гринёв Пугачёва как представителя восстания? Что в его внешности и поведении особенно поразило Гринёва?

Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.

В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы. Время выступления: 3-5 минут.

 

Вопрос № 5

Обратите внимание на эпиграфы к главам 3 и 7. Соотнесите их с содержанием глав. В песнях рассказывается о солдатской доле? Какова она?

Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.

В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы. Время выступления: 3-5 минут.

 

 

Вопрос № 6

Прочитайте гл. 8.

Выделите из главы разговор Пугачёва с Гринёвым. Каков Пугачёв в беседе с молодым офицером? Какие новые черты в облике и характере Пугачёва вы можете выделить?

Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.

В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы. Время выступления: 3-5 минут.

 

Вопрос № 7

Прочитайте гл. 11.

Найдите эпизод «Пугачёв в Бердской слободе» (со слов «…Я вошёл в избу…) Докажите, что Пугачёв отвечает народному представлению о великом государе.

Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.

В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы. Время выступления: 3-5 минут.

 

Вопрос № 8

Прочитайте гл. 11,12,14.

Прочитайте два эпизода «Освобождение Маши Мироновой Пугачёвым» и «Царская милость Маше Мироновой». О чём говорит это сопоставление?

Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.

В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы. Время выступления: 3-5 минут.