Мои выступления

Выступление на педагогическом совете МБОУ СОШ №2. «Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы» (протокол от 28.03.2017 № 1)
Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Применение инновационных технологий (ФГОС) на уроках литературы. Анализ методической базы» (протокол от 05.04. 2018 № 1)

Выступление на педагогическом совете

учителя русского языка и литературы

Парамоновой Ю. Н.

Тема: «Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы»

Патриот, чувство патриотизма, патриотическое воспитание – о чем нам говорят данные понятия? Как они понимаются и принимаются нашими детьми в условиях современного образования?

Социальные, политические, экономические проблемы в нашей стране привели к изменению восприятия школьниками самого значения слова «патриотизм», каковым является следующее:

«Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо своего Отечества».

В этот момент и проявляется важнейшая роль школы, и в частности педагогов, которые обязаны возрождать высокое значение слова «патриотизм», так как именно детство и юность являются самой благодатной порой для воспитания чувства любви к Родине.

Работу над формированием патриотизма у детей, несомненно, можно и нужно проводить на каждом предмете, но особая роль, на мой взгляд, принадлежит урокам русского языка и литературы, поскольку именно здесь мы работаем со словом, художественной речью, книгой.

Объем работы здесь, конечно, немалый и во многом зависит от специфики программного материала, возрастных особенностей учащихся, их заинтересованности и общей подготовки. Однако можно выделить основные задачи, реализуемые на уроках русского языка и литературы, имеющие патриотическую направленность:

  1. Формирование у детей любви и преданности к родине
  2. Воспитание любви к русскому языку как к родному языку
  3. Развитие любви и уважения к своему народу, национальной культуре и традициям
  4. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе и своей малой родине

И здесь немаловажное значение имеет включение в программный материал регионального компонента, так как патриотизм начинается, прежде всего, с любви и уважения к тому, что завещано нам нашими предками.

Система работы здесь может быть разнообразной:

— обычный урок русского языка или литературы;
— уроки — презентации;

— групповая и парная работа;
— многообразные формы внеклассной работы;
— самостоятельная работа самого школьника.

В содержании предмета «Русский язык» можно обозначить два типа учебного материала, которые можно использовать для решения проблемы патриотического воспитания:

Во-первых, это теоретические сведения, например, «Общие сведения о языке». Так, на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, обращаемся к высказываниям писателей (К. Паустовского, А. Н. Толстого, Н. Карамзина) о богатстве и выразительности русского языка.

Во-вторых, дидактические материалы: упражнения учебника, диктанты, словарные диктанты, изложения, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.

Дидактический материал должен быть наглядным и доступным. В процессе проведения обучающих диктантов и изложений учащимся можно предложить:

— определить основную мысль текста;

— акцентировать внимание на тех мыслях, которые формируют чувство патриотизма;

— провести фронтальную беседу, раскрывающую смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинение (н-р, сочинение «Как прекрасен этот мир» — 5 класс);

— работать с текстами упражнений, взятых из художественных произведений русских классиков, являющихся эталоном литературного языка;

Необходимо включать в работу местный языковой материал: архивные данные, материалы местной прессы, художественной литературы, речевых особенностей людей. Это поможет не только получению лингвистических знаний, развитию культуры речи, овладению коммуникативных навыков, но и будет способствовать формированию патриотических чувств на уроках русского языка. Таким образом, можно говорить о внедрении регионального компонента.

При изучении различных тем можно привлекать материал непосредственно из устного народного творчества, н-р, пословицы.

Это является актуальным при изучении таких тем, как:

«Тире между подлежащим и сказуемым»: Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Чужбина – калина, родина – малина.

«Прилагательные полные и краткие»: Своя земля и в горести мила.

«Степени сравнения прилагательных»: Родина краше солнца, дороже золота.

Любовь к Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком, в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка. Например, в учебниках для 5 класса обучающимся предлагаются следующие задания: Как могут обратиться к вам и вашим родителям разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами “Будьте добры”, “Будьте любезны”.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам: родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Кроме того, при проведении словарно-орфографической работы можно обращать внимание детей на лексическое значение слова. Например, слово «Отечество» происходит от слова «отец», в тоже время привычным является словосочетание «Родина – мать». Данные понятия могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма.

Любовь к родной природе – это тоже одно из проявлений патриотизма, и воспитание его во многом зависит от учителя-словесника, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. На уроках по развитию речи при написании сочинений по картинам русских художников ученики учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать родную природу (сочинение по картине И. Э. Грабаря «Зимнее утро» в 5 классе).

В упражнениях учебников, методических пособий для 5-х классов много текстов, темой которых является описание природы, — это отрывки из произведений И.Бунина, А.Яшина, И.С.Тургенева и многих других. Систематическая работа с такими образцами позволит в дальнейшем перейти к составлению собственных сочинений “Край родной”, “Любимый город” и др. Воспитывая у учащихся любовь к родному краю, к природе, умение беречь и охранять ее, учитель утверждает в сознании детей идеи патриотизма.

Таким образом, русский язык — учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка.

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает «Литература». Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.

Всю работу по предмету в патриотическом направлении можно разделить на 3 блока: 5-6 кл, 7-8 кл, 9-11кл. В каждой возрастной группе педагогом ставятся определенные задачи:

В 5 классе, на котором я остановлюсь более подробно, поскольку работаю в данной параллели, и в 6 классе важно:

-заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы;

-сформировать устойчивую потребность в чтении военно-патриотической литературы;

-сформировать потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края – региональный (казачий) компонент.

Формы работы:

-отбор произведений для литературного чтения и заучивания наизусть;

-чтение и обсуждение тематики произведений;

-определение ключевых слов и понятий.

В I четверти пятого класса ребята изучают устное народное творчество, которое содержит богатейший материал для воспитания в духе патриотизма. На уроке мы беседуем о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаем малодушие, трусость и себялюбие. Этой цели служат пословицы, которые, по сути, являются народной мудростью; поговорки, загадки, в которых выражалось стремление людей познать мир; сказки, которые несут в себе характер, историю и традиции народа; песни. И именно в данном случае уже можно включать в работу казачий компонент.

Мы с детьми изучали «Донские казачьи сказки» («Бисеринка», «Богатый бедному не товарищ», «Лебедь»), но особое внимание уделили малым жанрам донского фольклора — казачьим песням, ведь песня — это спетая история народа. Именно в казачьей песне в такой полноте и яркости сохранились свидетельства событий многовековой давности, описанных живым, эмоциональным, понятным языком. «Если вы услышите, как кто-то запел казачью песню, да еще стройно и свободно, эта песня становится частью вашей жизни, даже если по происхождению вы не казак. Такое чувство единения возникает с интересными, сильными, красивыми предками, с какой-то очень значительной культурой и историей. Это вас охватывает целиком, и вы уже не можете не изучать эту культуру, не пробовать воспроизводить эту сочную, яркую традицию», — писал фольклорист, знаток и собиратель казачьих песен А.С. Кабанов.

Основу песенного репертуара казаков составляли песни, созданные ими самими: об их делах и боевых подвигах, о борьбе за русскую землю. К их числу относятся песни о Ермаке, Разине, Платове.

Река Дон вошла в песни донских казаков, как образ Родины, как символ вольного казачьего житья.

Раздел «Древнерусская литература» знакомит ребят с «Повестью временных лет», в которой мы видим отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости.

Огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России.

Героические страницы нашей истории изучаются в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о том, какой ценой добывается слава родины. На этих уроках мы с ребятами беседовали о войне 1812 года и значении Бородинской битвы. Выразительное чтение стихотворения помогло учащимся осознать общий пафос стихотворения – патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Одним из главных при анализе стихотворения являлся ответ на вопрос: “Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Анализ текста хорошо дополняли репродукции картин Ф. Рубо “Панорама Бородинской битвы”. По данному произведению во второй четверти пятиклассники писали сочинение «На поле славы боевой…», в котором попытались рассказать словами простого русского солдата о значимости данного исторического события для судьбы всего русского народа.

Однако на этом мы не остановились, и для внеклассного чтения я предложила ребятам произведение донского писателя А. Ф. Корольченко «Атаман Платов», в котором автор рассказывает нам о легендарном военачальнике и герое Отечественной войны 1812 года донском атамане Матвее Ивановиче Платове.

Высокие патриотические чувства можно передать и через басни. Например, в основе басни Крылова «Волк на псарне» лежит конкретный исторический факт – попытки Наполеона вступить с Кутузовым в переговоры о заключении мира. В результате анализа произведения пятиклассники определили мораль – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи ждет участь Волка: «С Волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. И тут же выпустил на Волка гончих стаю…» Вместе с Ловчим, мудрым и опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым хитрым и коварным врагом.

Особое внимание на уроках литературы, на мой взгляд, мы должны обращать на образцы описания родной природы, ведь воспитание патриотизма начинается с малого: с любви к родной природе, малой родине. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о родине, родной природе дают возможность ребятам прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу. Здесь, несомненно, можно говорить о творчестве отдельных поэтов А. Пушкина, С. Есенина, А. Фета, И. Тютчева, Н. Некрасова, А. Блока.

Формированию патриотических качеств способствует также выполнение на уроках творческих заданий:

— нарисовать иллюстрации к историческому событию

— дать характеристика исторического героя

— устное рисование

-использование музыкальных фрагментов поможет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

В 7-8 классах актуализация проблемы патриотического воспитания усложняется:

— отбираются более сложные произведения о ВОВ;

— дается круг знаний по военно-патриотической тематике;

— вырабатывается умение применять полученные знания на практике;

Формы работы:

— самостоятельная работа учащихся с дополнительными источниками информации;

— формы работы, при которых учащиеся пробуют свои силы в разных ролевых позициях («учитель», «консультант», «руководитель»)

В 9 – 11 классах на первый план выдвигается:

— формирование бережного отношения к историческому прошлому России;

— возможность продолжения традиций наших предков;

— формирование собственной точки зрения на проблемы военно-патриотического воспитания.

Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы в 9 – 11 классе. Большие возможности принадлежат при этом использованию проблемного метода изучения литературы, который организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Хочется отметить, что воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль литературы в этом плане невозможно переоценить.

Немалая роль  в формировании чувств патриотизма принадлежит и экскурсионной работе.

При непосредственном знакомстве с историческими, литературными местами, с людьми, прожившими интересную жизнь, с природой родного края, с искусством, народными промыслами у детей не только расширяется  кругозор,  но и растёт чувство гордости за свою Родину, предков. Появляется ощущение  причастности к делам «давно минувших дней», уважительное и бережное отношение к национальным богатствам, к природе. Примерами такой работы в наших 5-х классах являются посещение Музея Донского казачества в КТТ, исторического музея в стенах нашей школы, экскурсии по городу.

Таким образом, формирование патриотических чувств — работа ёмкая, трудная, долгая. И если после моих уроков  дети станут более бережно относиться к природе, интересоваться прошлым народа, станут более чуткими к художественному слову, если понятия Родина, долг, честь не останутся для них пустым звуком, то я, как учитель, могу считать свою задачу выполненной.

 

Выступление на районном методическом заседании  

учителей русского языка и литературы

Парамоновой Ю. Н.

Тема: «Применение инновационных технологий (ФГОС)

на уроках литературы. Анализ методической базы».

Что такое современный урок? Это, прежде всего, воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен уметь самостоятельно осуществлять поиск  информации, анализировать ее, применять полученные знания для решения проблем, т. е.  активизировать свои творческие и познавательные способности.

Как учителю  разработать урок по-новому? Какие основные моменты следует учитывать при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятельностный, практикоориетнированный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Мне, как молодому специалисту, очень важно сделать свой урок интересным, развивающим, ориентированным на ситуацию успеха каждого ребенка. И в данном случае, на мой взгляд, актуальным является использование на уроках литературы технологии критического мышления. Этот метод включает в себя 3 стадии. Свои слова я хочу подкрепить демонстрацией эпизодов открытого урока литературы в 5 «А» классе, реализующего региональный компонент по теме: «Донские страницы в творчестве А. П. Чехова. Рассказ «Казак». Тип урока: ОНЗ.

Первая стадия – «вызов», она пробуждает у обучающихся интерес к теме, активизирует имеющиеся знания, мотивирует на поиск в тексте ответов на поставленные вопросы (прием: «Мозговой штурм»).

Слайд № 1

Вторая стадия — «осмысление» нового материала, в ходе которой происходит непосредственная работа с текстом (приёмы: чтение текста с остановками, чтение по ролям, постановка прямых и скрытых вопросов к тексту, анализ текста). Для снятия учебного напряжения необходимо использовать музыкальные физминутки.

 Слайд № 2

Третья стадия – «рефлексия» — размышление. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту (приёмы: дискуссия; расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности, фиксация рассмотренного материала учащимися в практической части — схемы, таблицы, выводы).

Слайд № 3

На уроках я стараюсь сочетать индивидуальную и групповую формы работы. Индивидуальная работа позволяет высказаться всем, групповая — услышать других. Работа в группах способствует созданию атмосферы комфорта, поддержки.

Именно таким образом на наших уроках, в тесном сотрудничестве учителя и ученика, появляются новые знания.

И в заключение, хотелось бы сказать пару слов о методическом оснащении учебного процесса. В частности, об учебниках «Литературы» под редакцией Г. С. Меркина и «Русского языка» под редакцией Е. А. Быстровой, разработанных на основе ФГОС.

Содержание программ под редакцией этих авторов соответствует новому образовательному стандарту.

В программах реализуется коммуникативно-деятельностный подход, который означает представление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Подход к обучению: личностно-ориентированный.

Содержание данных учебников реализует формирование не только предметных, но и метапредметных умений и способов деятельности, а также — коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций.

В учебнике русского языка под редакцией Е. А. Быстровой большое внимание уделяется работе с текстом (это умение проводить смысловой анализ текста, определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства, редактировать тексты). Идет активное вовлечение учащихся в работу со словарями и справочниками. Учебное пособие предполагает также использование различного рода таблиц и схем, заданий к ним, которые позволяют развивать такой общеучебный навык, как самостоятельная добыча знаний.

В учебнике литературы под редакцией Г. С. Меркина одним из важнейших является проблемно-тематический принцип. Программа предусматривает возможность интеграции с МХК, русским языком и ИКТ.

Отличительной особенностью данной программы является включение в её структуру электронного приложения, которое содержит интерактивное поурочно-тематическое планирование с активными гиперссылками для эффективной организации учебного процесса.

Учебное пособие предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты (произведения) с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-культурное пространство.

Незаменимыми помощниками для меня также являются методические пособия: по литературе под редакцией Ф.Е. Соловьева и по русскому языку под редакцией М. В. Бабкиной. Данные пособия позволяют четко и практикоориентированно организовать учебную деятельность детей.